ПРИОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
КГУ «Уалихановский сельскохозяйственный колледж»
ПРИОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Методические рекомендации
2020г.
Данная методическая разработка «Приобщение подростка к здоровому образу жизни: проблемы, пути их решения» предназначена для учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и для родителей (законных представителей) учащихся.
Она позволит ознакомиться с правилами здорового образа жизни, даст информацию о факторах, негативно влияющих на организм и системы органов.
Введение
Здоровье – вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому. (Народная пословица)
«Здоровый образ жизни человека» – произнося эту фразу, мы редко задумываемся о том, что же действительно скрывается за этими словами. Так что же такое здоровый образ жизни? В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление как физического, так и морального здоровья человека, повышения работоспособности.
Проблема здоровья нации в XXI веке остается одной из приоритетных в России. Здоровье подростков является главной характеристикой нации, что находит свое отражение в Концепции охраны здоровья детей. На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой.
Формирование здорового образа жизни – неотъемлемая часть общего воспитания подростков. От соответствующего развития зависит их будущее – выбор специальности, профессиональное умение, продолжительность жизни, производительность труда. Здоровый человек – основное богатство семьи и общества. Именно такие люди чаще всего бывают и умственно способными, а продолжительность жизни их всегда выше, чем продолжительность жизни «средних» людей.
Цель: Приобщение подростков к здоровому образу жизни, путем развития личности, способной найти свое место в жизни и реализовать свои возможности.
Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи:
- Развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.
- Формировать здоровый образ жизни через двигательную активность.
- Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Актуальность данной темы несомненна, ведь здоровье подростков во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы дети испытывали потребность в физических упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи. Проблема здорового образа жизни занимает одно из центральных мест в системе воспитания и оздоровления детей. Воспитание здорового образа жизни – сложный многогранный процесс. Формирование его особенностей протекает под влиянием факторов внешней среды. При этом большое значение имеет рациональный гигиенический и двигательный режим, который обеспечивает хорошее развитие как психического, так и физического здоровья.
В настоящее время стремительно растет уровень заболеваемости среди молодежи. Именно поэтому, необходимо формировать культуру здорового образа жизни. Только активная работа с подростками и их родителями позволит вырастить здоровое поколение способное жить в стремительно меняющемся мире. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей подростка. Но ели мы научим подростка ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Основная часть
Приобщение подростков к здоровому образу жизни в школе нуждается в решении целого ряда проблем. Одной из которой является влияние факторов внешней среды. Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от внешних условий (от экологии), 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 50% - от образа жизни человека. Образ жизни человека – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
К факторам внешней среды относятся:
- физические (давление, температура, излучение);
- химические (пища, вода, ядовитые вещества);
- биологические (растения, микроорганизмы, животные);
- психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, очарование, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).
Следующей проблемой приобщения подростков к здоровому образу жизни является взаимосвязь гармоничного развития личности. Здоровье определяется рядом характеристик, тесно связанных друг с другом, которые в совокупности составляют одну систему здорового организма:
- Физическое (работоспособность, отдых, здоровый сон, правильное питание);
- Психическое (образ мышления, его поведение и способ межличностной коммуникации);
- Духовное (философия человека: доброта, отзывчивость, понимание, сострадание);
- Социальное (уровень коммуникабельности и социальной адаптации в обществе);
- Эмоциональное (умение контролировать свои эмоции)
Эти характеристики тесно связаны друг с другом и оказывают влияние на формирование здорового образа жизни подростка.
- Одним и важнейших компонентов в формировании здорового образа жизни является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность. Большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма.Пути решения сохранения и формирования здорового образа жизни в школе можно решить через следующие направления:
- Урочная деятельность (соблюдение требований к урокам с позиции здоровьесбережения, создание благоприятного психологического климата, проведение физминуток под музыкальное сопровождение, определение групп здоровья, учет посещаемости занятий);
- Внеурочная деятельность (здоровые переменки, Дни здоровья, акции, встреча со специалистами, публикация плакатов и буклетов, участие в конкурсах и спортивно – массовых мероприятиях, экскурсии);
- Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании здорового образа жизни подростков – это пример педагогов и родителей.
В силу своих возрастных особенностей подросток испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни школьника был наполнен множеством примеров здорового образа жизни. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет перенимать ваши стандарты поведения.
Заключение
Человек - сам творец своего здоровья. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Сегодня существует огромное количество методик, позволяющих не только предотвратить нарушение осанки, но и реабилитироваться после заболеваний, вызванных нарушением осанки.