Беседа: «Остановись у опасной черты»
Как жить сегодня, чтобы
иметь шансы увидеть завтра.
Беседа: «Остановись у опасной черты»
Цель: содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги нашего центра, здравствуйте ребята. Сегодня мы проводим обобщающее занятие в рамках месячника, по профилактике вредных привычек в форме диспута-практикума, где мы будем с ребятами учиться размышлять, дискутировать, искать и практиковаться находить решение.
«Остановись у опасной черты» - как вы понимаете название нашей темы? (ответы ребят). Спасибо. Тогда, я хочу начать наш диспут-практикум с притчи.
Притча про увязшего в болоте.
"Жил в одном селе очень гордый человек. Он считал, что все остальные ему не ровня. Он вообще удивлялся, как это получилось, что он не родился в роскошном дворце, в окружении прислуг.
Вот как-то он пошёл на охоту с другими мужиками. Постоянно твердил им, что они ничего не смыслят в охоте, что они вообще глупые.
И вот он напал на лисий след. Долго преследовал лису, пока не добрёл до болота. Ему мужики говорят: "Мы знаем эту бестию, она живёт за болотами и постоянно сюда повадилась ходить. Никто не может её поймать". На что наш герой ответил: "Это потому что вы все тупые! Не могут справиться с пустоголовым животным! Это ж лиса!" И полез в болото.
Ему мужики орут: "Стой, остановись, погибнешь!" Но, естественно он никого не слушал и лез дальше, пока не начало засасывать.
То, что его затягивало в трясину, уже никто не видел, т.к. он был далеко. На помощь никого он звать не стал, гордый же. Он решил, что сам выберется. А засасывало его ещё больше и больше. Но он думал, что всё в порядке, он всё равно справиться.
Когда засосало по самое горло, он не выдержал и стал звать на помощь. Но….. - Как вы думаете, что случилось с главным героем?- было уже поздно…"
Почему было уже поздно? - Предостерегали ли его товарищи? Но, естественно он никого не слушал и лез дальше, пока не начало засасывать.
Какой он наш персонаж? Герой считал, что все остальные ему не ровня? (гордый, циничный, упрямый, самонадеянный, высокомерный, самовлюбленный, агрессивный).
- О чем эта притча? (о том, что не надо быть упрямым, зазнаваться, надо прислушиваться к мнению окружающих, не стесняться просить о помощи…
А присуще какие-нибудь из этих качеств современным детям-подросткам, узнали ли вы себя хоть чуточку в этом человеке?
Каков он - современный подросток?
Портрет современного подростка. Предлагаю вам ряд качеств личности подростка.
Поднимите руку, кто может быть: честным, добрым и милым? Бывает слишком говорлив? Чрезмерно подвижен? Не всегда понимает чувства и переживания других людей? Ощущает себя отверженным? Создает конфликтные ситуации? Чрезмерно подозрителен? Иногда сваливает вину на других? Часто спорит со взрослыми? Суетлив? Иногда теряет контроль над собой? Иногда отказывается выполнять просьбы? Импульсивен? ( Импульси́вность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний). Часто специально раздражает взрослых? Иногда неуправляем? Иногда не желает подчиняться школьным требованиям?
Оказывается - главное новообразование подросткового возраста – это появление «чувства взрослости» - отношения к себе как к взрослому и негативизм («не хочу, не буду»). Проявляя зачастую чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, подросток не признает поддержку взрослых.
Вспомните! героя нашей печальной истории, который так же проявлял чрезмерную активность, самоуверенность и не признавал поддержку товарищей. - О чем была эта притча, чему нас научила? (о том, что не надо быть упрямым, зазнаваться, надо прислушиваться к мнению окружающих, не стесняться просить о помощи…
Оказывается подростковый возраст - это период «тяжелого кризиса» в развитии личности ребенка. Это и разнообразие интересов, и повышенный интерес к чувствам и переживаниям людей, склонность к размышлениям о себе, «уход в себя», стремление к самостоятельности, непокорность и даже конфликтность.
Подросток подвержен сильнейшим переживаниям:
И это нормально!
Мы взрослые знаем об этом и всегда готовы прийти к вам на помощь!
Подросток может и должен рассчитывать на эмоциональную поддержку друга, родителя, социального педагога, воспитателя, психолога.
Задумайтесь, какие ситуации могут быть опасными? что такое опасность?